Взаимосвязь уровня интернет-зависимости с личностными характеристиками и функциональными показателями нервной системы у студентов-медиков
Коледаева А.К.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кировский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Киров

Цель: изучить взаимосвязь уровня интернет-зависимости с личностными характеристиками и функциональными свойствами нервной системы у студентов-медиков

Материалы и методы исследования: в исследовании приняли участие 45 студентов (юношей – 14, девушек – 31). Для оценки интернет-зависимости был использован «Тест на интернет-аддикцию» Кимберли Янг, 1994 г, определение личностных характеристик проведено с использованием многофакторного личностного опросника FPI, простая зрительно-моторная реакция и корректурная проба выполнены на тестере «НС-Психо-Тест». Анализ результатов исследования был проведен с использованием компьютерных пакетов Excel и Statistica Advanced 10 for Windows RU. Для сравнения количественных показателей двух независимых выборок применяли параметрический критерий Стъюдента. Корреляционный анализ был проведен с расчетом коэффициента корреляции (r) Спирмена. Достоверными считали результаты при p<0.05.

Результаты исследования:
При оценке уровня интернет-зависимости выявлено, что 35,5% студентов имеют интернет-зависимость (в целом, у мальчиков уровень выше, чем у девочек), а у 64,5% студентов выявлена склонность к интернет-зависимости. Выявлены гендерные различия личностных характеристик, показателей корректурной пробы и временных показателей простой зрительно-моторной реакции студентов: у девушек достоверно выше уровень невротичности, чем у юношей, ниже уровень продуктивности в корректурной пробе, ниже временные показатели простой зрительно-моторной реакции.

При сравнении средних показателей у интернет-зависимых студентов с аналогичными данными у студентов, склонных к зависимости, выявлено, что имеются достоверные различия личностных характеристик: у интернет-зависимых студентов достоверно выше уровни депрессивности, раздражительности, реактивной агрессивности, открытости, эмоциональной лабильности и ниже уровень уравновешенности.

Корреляционный анализ показал, что в группе интернет-независимых девушек, существует отрицательная умеренной силы связь между уровнем интернет-зависимости и уравновешенностью и положительная средней силы связь между уровнем интернет-зависимости и открытостью. У юношей выявлен другой характер корреляционной взаимосвязи в группе интернет-независимых: между уровнем интернет-зависимости и реактивной агрессивности связь положительная средней силы.

В группе интернет-зависимых студентов не было обнаружено значимых корреляционных связей уровня интернет-зависимости и личностных характеристик, однако выявлены отрицательные связи средней силы с функциональным уровнем системы, отражающим текущее функциональное состояние ЦНС и устойчивостью реакции.

Выводы:
1) У трети студентов выявлена интернет-зависомость;
2) Имеются гендерные различия личностных характеристик, показателей корректурной пробы и временных показателей простой зрительно-моторной реакции;
3) У интернет-зависимых студентов достоверно отличаются личностных характеристики в сравнении с интернет-независимыми студентами;
4) Выявлены корреляционные взаимосвязи между уровнем интернет-зависимости, личностными характеристиками, и временными показателями простой зрительно-моторной реакции.
Влияние национальных особенностей питания на устойчивость организма к заболеваниям
Абызбаева А.С, Шихаева М. А., студенты лечебного факультета

Научный руководитель: к. м. н., доцент Зеленина Л.В.
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, кафедра общей и коммунальной гигиены, г. Оренбург

Цель: Изучить влияние национальных особенностей питания студентов из Индии и России на заболеваемость острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ).

Материалы и методы: Нами были проанализированы анкетные данные, включающие вопросы особенностей питания студентов из Индии и России. Параллельно был проведен анализ заболеваемости студентов ОРВИ по данным обращаемости в поликлинику ОрГМУ.

Результаты: При проведении социологического опроса среди индийцев выявлено, что 98% из них активно и ежедневно используют специи. Наиболее популярными являются: порошок чили, куркума, имбирь, кардамон, тмин и кориандр. Данные специи добавляются преимущественно во вторые блюда и чай. Примерное количество, использованных пряностей за месяц – 200-500 гр. Специи входят в их рацион с 5-6 лет.

Студентов из России, употребляющих специи в качестве пищевой добавки, значительно меньше - всего 23%. Распространенные: черный перец, лавровый лист, имбирь, порошок чили - добавляют их во вторые блюда. За месяц используется около 25 гр. пряностей, которые употребляются с подросткового возраста .

При анализе статистических данных лиц, которым был поставлен диагноз ОРВИ, были выявлены отличия заболеваемости по обращаемости среди студентов из Индии и России - 193.7‰, 1186,8‰ соответственно.

На наш взгляд, такие резкие отличия в заболеваемости ОРВИ обусловлены именно особенностями национальной кухни и ежедневным использованием пряностей в питании, так как они активизируют обменные процессы, обладают антиоксидантным, антибактериальным и противовоспалительным эффектами.

Выводы: Таким образом, активное использование пряностей в питании оказывает благоприятное влияние на здоровье населения и снижает риск возникновения респираторных заболеваний, вследствие повышения резистентности организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. Мы считаем необходимым преобразить рацион студентов из России, увеличив в нем количество специй, для дальнейшего уменьшения заболеваемости ОРВИ.
Здоровьесберегающее поведение, как основа снижения заболеваемости занятого населения
(на примере работников нефтегазовой отрасли)
Малышев И.С., студент 6 курса, Перевезенцев Е.А., к.м.н., доцент ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, г. Нижний Новгород

Введение. К настоящему времени занятое население, и в особенности основной производственный состав предприятий, находясь под сочетанным воздействием общих и профессионально обусловленных факторов риска (ФР), и в отсутствии адекватных профилактических мероприятий, представляют собой достаточно уязвимый контингент [2]. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» увеличивающийся недостаток в трудовых ресурсах назван одним из главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности на долгосрочную перспективу в области экономического роста [3]. В связи с этим проблема здоровьесбережения и снижения уровня профессиональной заболеваемости приобретает особое значение, так как профессиональные болезни являются причиной не только самой высокой инвалидизации, но и смертности трудоспособного населения во всем мире [4].

Цель работы – на основе данных литературы проанализировать мотивацию работников нефтегазовой отрасли к здоровьесберегающему поведению.

Материалы и методы: аналитическим методом изучено здоровьесберегающее поведение работников современных промышленных предприятий.

Результаты. Учитывая уникальное место нефтегазовой отрасли России в национальном народнохозяйственном комплексе, а также общую экономическую ситуацию на мировом рынке, важнейшей задачей является снижение себестоимости продукции, включая снижение экономических потерь от нетрудоспособности персонала. В последние годы отмечается выраженная тенденция к росту уровня общей заболеваемости у работников газо- и нефтеперерабатывающей отрасли. С одной стороны, это свидетельствует об улучшении организации медицинского обслуживания работающих, повышения доступности амбулаторной помощи, более полной и точной регистрации выявленных заболеваний. С другой стороны, установлено, что около 40% заболеваний работников нефтегазовой отрасли прямо или косвенно обусловлены неблагоприятным воздействием на организм работников производственных и климато-геофизических факторов [5].

При этом, здоровье, как отдельных лиц, так и трудовых коллективов зависит от условий, тяжести и напряженности труда, пола, возраста, стажа работающих, образа жизни, действия факторов окружающей среды, наследственной предрасположенности, качества медицинской помощи. Таким образом в значительной степени ресурс здоровья зависит от образа жизни, поведения индивида, которое может быть направлено на сохранение, либо разрушение здоровья. На поведение человека, в значительной степени, влияет доминирующая модель культуры. При этом культура здоровьесберегающего поведения является частью культуры социума, в непрерывном взаимодействии с которым находится экономически активный индивид.

Заключение. В связи с выше изложенным, актуальной является задача создания модели поведения, ориентированной на сохранение здоровья активного трудоспособного населения. Целым рядом авторов определены представления персонала нефтегазовых предприятий о здоровом образе жизни и здоровьесберегающем поведении, что позволяет сделать вывод, о существовании предпосылок формирующейся здоровьесберегающей культуры и поведения работников современных промышленных предприятий [1]. Однако, для того чтобы «корпоративное здоровье» стало действительно фактором, повышающим конкурентоспособность крупного промышленного предприятия, необходимо его органичное включение в общую ресурсную систему организации с учетом внедрения всех уровней профилактики и повышения эффективности и качества медицинского обеспечения работников.
Изменения психического состояния в зависимоити от гендерного признака среди студентов-медиков 1-2 курсов во время сессий
Е. Д. Жукова
ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России, г. Киров, Россия

Цель: Изучить гендерные особенности психического состояния студентов-медиков младших курсов после экзамена во время сессий.

Материалы и методы: Было обследовано 85 студентов в возрасте 17-21 лет после экзаменов по биологии и анатомии во время летней и зимней сессий соответственно. Для выявления внутриличностных конфликтов, стандартного отклонения от аутогенной нормы и вегетативного коэффициента, характеризующего энергетический баланс, использовалось компьютерное приложение «Цветовой тест М.Люшера».

Результаты: Девушки и юноши, не имеющие внуриличностных конфликтов во время обеих сессий, а также имеющие конфликты после экзамена по биологии, спустя две сессии имеют тенденцию к понижению стандартного отклонения от аутогенной нормы и росту вегетативного коэффициента. Изменение данных показателей связано с тем, что во время сложного экзамена по анатомии (по мнению студентов) повышаются энергозатраты, но также происходит и адаптация студентов, поэтому стандартное отклонение от аутогенной нормы приближается к «идеалу».

У студентов, девушек и юношей, имеющих внутриличностные конфликты во время экзамена по анатомии, а также имеющих конфликты во время обеих сессий, наблюдается повышение стандартного отклонения от аутогенной нормы. Показатель вегетативного коэффициента у девушек ко второму экзамену понижается, в то время как у юношей он увеличивается. Отмечается увеличение стандартного отклонения, более резкое отклонение от «идеала», так как студенты не успели адаптироваться к стрессовому фактору в виде экзамена.

Вывод: Девушки и юноши не имеют ярких различий в плане адаптации к экзамену, студенты, которые успевают приспособиться ко второй сессии, имеют низкое стандартное отклонение, они успели привыкнуть к высоким требованиям, нагрузкам. Как у юношей, так и у девушек наблюдаются высокие энергозатраты. У студентов, которые не успели адаптироваться ко второй сессии, отмечается повышение стандартного отклонения, показатель растёт, так как экзамен является для этой группы студентов тяжелым испытанием, к которому они не приспособились. Энергозатраты зависят от пола: девушки имеют низкий показатель, они более расслаблены во время экзамена, в отличие от юношей.
Изучение когнитивных функций человека в зависимости от образа жизни
Кочеткова Арина Вадимовна, Кукош Анна Ивановна
Приволжский исследовательский медицинский университет

Цель исследования: установить и проанализировать изменения слуховой, зрительной и смысловой памяти в зависимости от употребления алкоголя.

Материалы и методы: отобраны две группы испытуемых 25-30-летнего возраста:
1 группа – экспериментальная – 5 мужчин, находящиеся на лечении в областном наркологическом диспансере Сормовского района;
2 группа – контрольная – 5 мужчин, являющиеся студентами заочного отделения факультета физической культуры и спорта Мининского университета.

Методы: естественного гигиенического эксперимента, статистический метод.

Методики исследования: для проведения эксперимента нами было отобрано 4 методики исследования кратковременной памяти:
1. Первая методика исследования слуховой памяти на числа. Испытуемым зачитывали 10 двузначных чисел, после чего они должны были записать эти числа в любом порядке. Пример: 37, 49, 18, 46, 93, 51, 64, 36, 42, 84.
2. Вторая методика изучает слуховую память на слова: испытуемым зачитывали 10 простых слов, после чего они должны были записать их в любом порядке. Пример: лес, хлеб, окно, столб, брат, вода, конь, гриб, мёд, игла.
3. Третья методика была направлена на исследование зрительной памяти. Для проведения этого теста мы использовали серию рисунков одинаковой сложности. Необходимо было запомнить в течение 30 секунд как можно больше изображений и потом воспроизвести их в таблице.
4. Четвертая методика диагностирует развитие смысловой памяти. Испытуемым зачитывали рассказ, в котором имелся ряд смысловых единиц, находящихся в логической связи. Затем необходимо было его воспроизвести в письменной форме. Пример: Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру все собрались вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали, в 11 часов все вернулись на корабль (11-14). К этому времени оставшиеся матросы уже провели выгрузку (15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16).

Результаты: установлено, что показатели памяти на числа и слова (в среднем – 6,5 верных ответов) в контрольной группе значительно выше, чем аналогичные показатели в экспериментальной группе (около 4 правильных ответов). Результаты зрительной памяти контрольной группы – высокий средний балл (9,0) установлен у всех испытуемых, средний балл в экспериментальной группе был равен 5,6 балла. Исследование смысловой памяти: 8,6 в группе контроля против 4,6 в экспериментальной группе.

Согласно критерию Стьюдента, результаты экспериментальной группы достоверно отличались (р<0,05) от результатов контрольной группы.

Выводы: установлены достоверные различия в кратковременной памяти между двумя группами. У лиц, длительно употребляющих алкоголь, выявлено значительное снижение активности памяти как одной из когнитивных функций человека. Результаты исследования памяти студентов-спортсменов, напротив, показали, высокую сформированность когнитивных функций. Таким образом, здоровый образ жизни способствует сохранению и укреплению нейро-сенсорных связей головного мозга, является профилактикой функциональных и морфологических деструктивных изменений головного мозга, приводит к активному долголетию.
Изучение проблемы курения среди студентов стоматологического факультета
Вдовина Л.В., Кочубейник А.В., Жирнова Н.Г., Волков Е.Н.

ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г.Нижний Новгород, Россия, (603005, пл.Минина и Пожарского, д.10/1), кафедра пропедевтической стоматологии, kassandra@mail.ru

Введение. Проблема курения остается актуальной во всём мире, она глобальна, в последние годы принимает всё более масштабный характер. В мире в среднем каждые шесть секунд умирает от заболеваний, связанных с курением табака, один человек, а ежегодно по этой причине умирают пять миллионов человек. «Если тенденции нарастания распространённости курения не будут снижаться, то, по прогнозам к 2020 году, ежегодно будут преждевременно умирать 10 млн. человек, а к 2030 году курение табака станет одним из самых сильных факторов, приводящих к преждевременной смерти».

Цель исследования. Изучить проблему курения среди студентов стоматологического факультета.

Материалы и методы. Нами было проведено анонимное анкетирование 80 студентов 2-го курса стоматологического факультета ПИМУ в возрасте 18-19 лет на тему «Курение».

Результаты и выводы. Анализ полученных результатов говорит о том, что молодежь осознает негативное влияние табакокурения на здоровье человека, большинство студентов (89%) не курят. Студенты сами предлагают проведение профилактических и запрещающих мер, направленных на борьбу с курением. Также необходима постоянная плановая просветительская работа среди студентов в виде лекций, групповых и индивидуальных бесед, анкетирование с наличием вопросов ознакомительного характера. Привлечение студентов к ведению здорового образа жизни, организация свободного времени студентов крайне важны в профилактике вредных привычек. На кафедре пропедевтической стоматологии ПИМУ, которая является куратором студентов 2-го курса стоматологического факультета, проводятся собрания, лекции о вреде курения, проводятся индивидуальные беседы, на элективах наглядно демонстрируется вредное влияние курения на состояние органов полости рта.
Как компетентный уход за родившей женщиной в стционаре отражается на качестве и продолжительности грудного вскармливания, и здоровье ребёнка соответственно
Мережанова А.А. (врач-терапевт, консультант по грудному вскармливанию1), Уставщикова Т.Е. (консультант по грудному вскармливанию, председатель2), Скулкина О.Г. (зам. главного врача по педиатрической помощи3), Фролагина А.Д. (консультант по грудному вскармливанию2), Маслова А.Д. (консультант по грудному вскармливанию2).

1 Приволжский исследовательский медицинский университет, г. Нижний Новгород
2 НРОО «Институт Материнства «Кораблик Детства», г. Нижний Новгород
3 ГБУЗ НО «Дзержинский Перинатальный Центр», г. Дзержинск.

Актуальность проблемы
В настоящее время бесспорным является тот факт, что грудное молоко является наилучшим питанием для ребенка. Существует множество факторов, влияющих на качество и продолжительность процесса грудного вскармливания. Мы, как консультанты по грудному вскармливанию, ведущие волонтерскую работу в Перинатальном Центре с начала 2019г., наблюдаем тот факт, что уход за женщиной в условиях стационара после родов, помощь со стороны персонала, в том числе информационная, а также самостоятельная подготовка женщины в «Школе мам» - закладывает материнскую доминанту и влияет на дальнейшее желание кормить грудью своего ребенка. В начале волонтерской работы в Перинатальном Центре мы столкнулись с проблемой недостаточной информированности и мотивированности женщин кормить грудью своего ребенка. Родившие женщины не видят разницы между грудным и искусственным способами вскармливания. Выбор женщины определяется сиюминутным удобством кормления и ухода за ребёнком.

Цель: информирование женщин о ценности грудного вскармливания (ГВ) для новорожденного ребенка и здоровья матери, об организации ГВ в условиях стационара и дома и об альтернативных способах докорма в случае необходимости использования искусственной смеси на базе Перинатального Центра.

Задачи: 1) повысить информированность женщин в организации ГВ в отделении физиологии Перинатального Центра; 2) повысить желание кормить исключительно грудным молоком; 3) увеличить удовлетворённость женщин от родов и последующего пребывания в стационаре до выписки.

Механизм реализации: с 1.03.2019 по 15.10.2019 в отделении физиологии Перинатального Центра были обследованы 412 женщин в возрасте от 19 до 44 лет, средний возраст 26,4±1 лет. С 03.06.2019 совместно с медицинским персоналом Перинатального Центра консультанты по ГВ НРОО «Института Материнства «Кораблик Детства» начали вести информационное и психологическое сопровождение женщин отделения физиологии Перинатального Центра. Кроме того, была проведена работа по информированию персонала о современных рекомендациях ВОЗ, о правилах организации ГВ. Оказана помощь медицинским работникам в совершенствовании навыков, как профессиональных, так и межличностного общения, необходимых для поддержки и распространения ГВ.

Обследуемых женщин разделили на 2 группы в зависимости от оказания волонтёрской помощи консультантами, либо её отсутствия. В первую группу вошли 193 женщины (без оказания помощи) в возрасте от 17 до 44 лет, средний возраст 25±1 лет. Во вторую группу (с волонтёрской помощью консультантов) 219 женщин в возрасте от 19 до 35 лет, средний возраст 23±1 лет . Для оценки ряда показателей все обследуемые женщины прошли анкетирование. Основные вопросы, которые были проанализированы в анкете: проходила ли женщина подготовку в школе мам; планировала ли она в беременность кормить грудью своего ребенка; есть ли у нее позитивный опыт ГВ в окружении; знает ли о она о преимуществах ГВ перед искусственным вскармливанием; есть ли у нее желание и возможность выкормить своего ребенка грудью.

Этапы реализации: создание команды волонтёров январь-февраль 2019г., согласование плана работ волонтеров с руководством Перинатального Центра январь-февраль 2019г, подготовка и согласование анкеты февраль 2019г., начало анкетирования март 2019г, волонтерская помощь мамам и информирование персонала Перинатального центра июнь 2019г. Подведение предварительных итогов октябрь 2019г.

Бюджет: на данном этапе исследование проводится волонтёрами и не требует финансирования.

Результаты
В результате работы консультантов по ГВ в отделении физиологии Перинатального Центра на протяжении 7,5 месяцев повысилась информированность женщин в организации ГВ на 18%. На весь обследуемый период на 26% повысилось желание кормить исключительно грудным молоком. Увеличилась удовлетворённость женщин от родов и последующего пребывания в стационаре до выписки на 11%.

Заключение:
Предварительные результаты проведенной работы показывают, что информационное и психологическое сопровождение женщины после родов, помощь в организации ГВ в стационаре Перинатального Центра помогает женщине сформировать материнскую доминанту и мотивирует ее к кормлению грудью своего ребенка.
Оценка влияния разных видов курения на биохимические параметры ротовой жидкости
Л.В.Вдовина, А.В.Кочубейник, А.Н.Солдатова
Вдовина Л.В. - доцент кафедры пропедевтической стоматологии, к.м.н.,
Кочубейник А.В. – зав. кафедрой пропедевтической стоматологии, к.м.н., доцент
Солдатова А.Н. – студентка 3 го курса стоматологического факультета

ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г.Нижний Новгород, Россия, (603005, пл.Минина и Пожарского, д.10/1), кафедра пропедевтической стоматологии, kassandra@mail.ru

ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, Нижний Новгород, Россия

Введение. Курение, являясь самой распространённой вредной привычкой, приводит к воздействию на ткани десны и зубов дыма, содержащего более 4 тыс. весьма активных соединений, способных вызвать довольно специфические изменения зубов и тканей полости рта: коричнево-жёлтые отложения на поверхности зубов и корней, никотиновый стоматит, нарушение репаративных процессов, увеличение интенсивности тока десневой жидкости в момент курения.

Цель исследования. Изучить влияние разных видов курения на биохимические параметры ротовой жидкости.

Материалы и методы. Работа осуществлялась на базе кафедры пропедевтической стоматологии и кафедры биохимии им. Г.Я. Городисской ФГБОУ ВПО «ПИМУ» Минздрава России. Нами обследовано 49 студентов 16-23 лет, являющихся потребителями различных видов табачных изделий, которые были разделены на группы: 1) молодые люди, курящие сигареты, со стажем курения от 2 месяцев до 3 лет, 2-8 сигарет в день); 2) юноши и девушки, увлекающиеся курением электронных сигарет, со стажем курения от 2 месяцев до 2 лет, 1-5 сигарет в день; 3) молодые люди, увлекающиеся курением кальяна, со стажем курения от месяца до 4 лет, курящие кальян от 1 до 4 раз в неделю; 4) контрольная — некурящие.

В работе были использованы следующие методы: 1) клинический - оценка индекса КПУ, состояния слизистой оболочки полости рта, а также состояния тканей пародонта; 2) биохимический - количественное определение ионов кальция в слюне с помощью ион-селективного электрода, количественное определение pН в слюне. Для данных методов исследования у испытуемых была взята ротовая жидкость в объеме 5 мл.

1) До начала биохимического исследования была проведена оценка индекса КПУ, состояния слизистой оболочки полости рта, а также состояния тканей пародонта. 2) Количественное определение ионов кальция в слюне с помощью ион-селективного электрода. 3) Количественное определение pН слюны проводилось с помощью прибора рН-метра (иономера).

Выводы. Результаты нашего исследования демонстрируют, что наиболее пагубным видом курения является курение табака, о чем говорят такие показатели как: КПУ - 6,636±0,01 баллов, pН 8,098±0,001, а также концентрация кальция в ротовой жидкости 2,7±0,001 ммоль/л. Все эти факторы свидетельствуют о выходе свободного кальция из эмали, процессе деминерализации эмали, влекущем за собой кариесогенную ситуацию в полости рта. Влияние электронных сигарет на показатели ротовой жидкости оказалось менее вредным. Водородный показатель и показатель концентрации свободного кальция оказались ниже, чем у группы студентов, курящих табак, но все же не соответствовали норме. Индекс КПУ у группы молодых людей курящих вейп оказался наиболее низким среди студентов других групп-3,636±0,01. Курение кальяна, напротив, является менее вредным. Биохимические параметры смешанной слюны у молодых людей, курящих кальян, наиболее приближены к норме.
Пищевое поведение иностранных студентов как элемент образа жизни
Поздеева А.Н.
ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава России, г. Нижний Новгород, Россия

Питание играет важную роль в жизни людей. Студенты, прибывшие из других стран, лишены привычного окружения и стиля жизни. Новый режим дня, совершенно другой ассортимент продуктов в магазинах, столовых и кафе вынуждают обучающиеся приспосабливаться к предлагаемым условиям.

Цель работы – оценить режим и качественные характеристики питания иностранных студентов для разработки рекомендаций по адаптации данного контингента в стране пребывания.

Материалы и методы. Анкета «Питание студентов», разработанная кафедрой гигиены, переведенная на английский язык. Интервьюирование иностранных студентов 3-6 курсов в возрасте от 18 -28 лет.

Результаты. Все студенты отмечают изменение привычного режима и рациона питания в связи с поступлением в вуз. В меню столовых и кафе студенческого городка отсутствуют привычные блюда - 96,1 % опрошенных готовят еду сами.

Две трети студентов никогда не завтракают перед уходом на занятия. Очень редко обучающиеся берут «перекусы» с собой. Учебное расписание, предусматривающее переезды и занятия на различных базах приводит к тому, что зарегистрированы большие интервалы (более 6 часов) между приемами пищи.

Иностранные студенты предпочитают обедать дома, самостоятельно приготавливая блюда. Только 1% опрошенных придерживаются какой-либо диеты.

Примерно половине опрошенных нравится еда, предлагаемая в студенческих столовых. Непереносимости местной еды не наблюдается.

Выводы. Исследования позволило выявить ряд характерных черт пищевого поведения у иностранных студентов. Дальнейшее изучение особенностей питания студентов позволит разработать предложения по их адаптации к пребыванию в России.
Проект возрождения культуры дворовых игр «играем вместе во дворе!»
Антоненко И.М., студент 4 курса факультета физической культуры и спорта; Крестьянинова Т.Ю., к.б.н., доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивной медицины; Малах О.Н., к.б.н., доцент кафедры анатомии и физиологии.
ВГУ имени П.М. Машерова

Проект направлен на направлен на формирование у детей среднего школьного возраста навыков ЗОЖ, коммуникативной культуры и толерантного поведения, через обучение их правилам дворовых и белорусских народных игр, посредством проведения презентаций, мастер-классов и соревнований.

Целевая аудитория: дети среднего школьного возраста г. Витебска и Витебской области.

Проблема: технические игрушки, компьютерные игры, телевизионные передачи заменяют школьникам живое общение с родителями и сверстниками. Таким образом у детей отсутствуют условия для приобретения и развития навыков коммуникативной культуры и толерантного поведения, формируются предпосылки к игровой зависимости.

Известно, что подобная проблема в других странах решается путем популяризации командных игр (http://www.gollandia.com/spijkerpoepen/ https://culture.pl/en/article/the-games-that-made-us-polish).

Наше решение – проект возрождения культуры дворовых игр, который включает следующие этапы:
- создание картотеки дворовых и народных белорусских игр;
- формирование группы волонтеров, из числа студентов факультета физической культуры и спорта ВГУ имени П.М. Машерова, в количестве 20 человек для обучения их правилам игр, содержащихся в игротеке;
- проведение презентаций игр и мастер-классов в школах г. Витебска и Витебской области;
- популяризацию дворовые игры в СМИ и социальных сетях;

Посредством дворовых игр решаются такие проблемы детей среднего школьного возраста как: потерянность, незащищенность, одиночество детей; недостаток родительского и педагогического внимания; потребность в положительных эмоциях; потребность в самоутверждении; профилактика заболеваний органов зрения.

Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный: формирование команды; набор и обучение волонтеров; установление коммуникаций с администрацией школ и детских оздоровительных лагерей г.Витебска и Витебской области.
2. Организационный и накопительный: создание картотеки дворовых и белорусских народных игр; создание графика работы в школах и детских оздоровительных лагерях г. Витебска и Витебской области; проведение соревнований среди школьников г. Витебска и Витебской области; подготовка методического пособия для учителей физической культуры и спорта, инструкторов, классных руководителей и всех интересующихся культурой дворовых и белорусских народных игр; участие проекта в ¼ финала конкурса Social Weekend 13
3. Непосредственная работа с детьми: -презентация игр в школах и детских оздоровительных лагерях города и области и обучение инструкторов игр из числа школьников; разработка Положения о соревнованиях; содействие подготовке школьных команд; подготовка оборудования для организации мобильной площадки для соревнований; проведение соревнований.
4. Освещение проекта в СМИ : https://vsu.by/sobytiya/novosti-fakultetov/3094-proekt-igraem-vmeste-vo-dvore.html
http://www.vitbichi.by/news/obshchestvo/socium/post30310.html
http://yardgame.www.by/
5. Устойчивость проекта: в программу прохождения производственной практики в школе и практик в детских оздоровительных лагерях студентами факультета физической культуры и спорта ВГУ имени П.М. Машерова внесен раздел «Дворовые и белорусские народные игры»; в план работы факультета физической культуры и спорта ВГУ имени П.М. Машерова внесены соревнования по дворовым играм; в план работы ИПКиПК ВГУ имени П.М. Машерова внесена стажировка «Организация игровой досуговой деятельности».
6. Жизненный цикл проекта:

Сроки реализации проекта: проект реализуется в г.Витебске и Витебской области в 2019-2020 году.
- Партнеры: учреждение образования ВГУ имени П.М. Машерова; управление спорта и туризма Витебского облисполкома; учебно-методическое объединение по физической культуре и здоровью Первомайского РОНО г. Витебска; школы г. Витебска и Витебской области; детские оздоровительные лагеря Витебской области; ПОО «Друг для друга!»

Бюджет: 10 тыс бел рублей.

Реализация проекта способствует: созданию психологического комфорта для ребенка; оздоровлению; воспитанию коммуникативной культуры; привитию навыков толерантного поведения; изучению и сохранению игровой культуры белорусского народа; получению совместной деятельности.
Профилактическая работа со школьниками, студентами техникумов, колледжей и других высших учебных учреждений
Кузьмина Ксения Витальевна, студентка 3 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России

1. Проект Мультиигра «БУДЬ ЗОЖ!»
Актуальность проекта в том, что, следуя основам ЗОЖ, школьники заботятся о своем здоровье, предотвращают появление многих заболеваний. Особое место занимает профилактика вредных привычек. 80% курильщиков «заразились» вредной привычкой, будучи подростками. По последней информации ВОЗ, в России курят более 3 миллионов подростков.

Цель - популяризация здорового образа жизни среди школьников путем проведения открытых уроков и мастер-классов для 300 школьников в возрасте от 12 до 15 лет, в количестве 12 занятий в течение 2019 года.

Задачи:
1) Провести организационную работу, рассказать школьникам о нашем мероприятии;
2) Отобрать желающих и сформировать команды;
3) Привлечь внимание общественности к реализуемому проекту;
4) Познакомить школьников с основами здорового образа жизни;
5) Создать условия для продуктивной работы школьников;
6) Повысить интерес молодежи к здоровому образу жизни;
7) Провести мультиигру в каждой школе, и выявить команду победитель!
8) Провести финальную игру среди участвующих в проекте школ!

Механизм реализации:
a) Провести собрание в школах
b) Набор команд
c) Публикация о начале проекта в СМИ
d) Работа команды с волонтером, обучение основам здорового образа жизни
e) Проведение полуфинала в каждой школе для выявления команды победителя
f) Проведение финальной игры, чтобы выявить победителя
g) Награждение участников мероприятия и волонтеров

Занятия по ЗОЖ в форме открытой беседы

Этапы реализации:
1) Формирование команд в школах
2) Обучение школьников в течении 3 недель
3) Подведение итогов в каждой школе
4) Финал среди трех школ

Бюджет: 30 тыс. руб.

Результат:
a) Увеличение информированность школьников о ЗОЖ
b) Популяризация Здорового Образа Жизни
c) Воспитание основ бережного отношения к своему здоровью

Заключение – проект закончит свою реализацию в ноябре 2019 года, в 2020 году планируется повторное проведение данного проекта уже у 7 школ!

2. Интерактивные лекции по вредным привычкам.
Актуальность заключается в том, что на данный момент отмечается значительный упадок рождаемости, рост смертности и уменьшение доли здоровых людей именно в связи с употреблением ими тех или иных веществ, негативно влияющих на их здоровье и организм в целом. Так, например, употребление алкоголя даже в самых маленьких дозах понижает работоспособность на 5-10 %, а у некоторых лиц и на 24-30 %.

Цель популяризовать здоровый образ жизни, и отказ от вредных привычек путем проведения лекций по вредным привычкам.

Задачи:
1) Найти учебные заведения, которые хотят провести просветительскую работу среди своих студентов
2) Подготовить информационный материал
3) Провести лекцию в формате интерактивной игры

Механизм реализации:
a) Договориться с учебным заведением
b) Создание методических рекомендаций
c) Проведение лекции

Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и игровых тренингов. Студентам предлагается, а иногда даже требуется разговаривать друг с другом и с лектором. Лекция-игра предполагает частую обратную связь, как особенности интерактивной лекции. Информация, полученная пассивно, быстро забывается. Информация, поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко извлечена из памяти по истечении долгого времени.

Этапы реализации:
1) Договориться с учебным заведением
2) Проведении лекции

Бюджет: 0 руб.

Результат:
a) Увеличение информированность школьников о ЗОЖ
b) Популяризация Здорового Образа Жизни
c) Воспитание основ бережного отношения к своему здоровью

Заключение:
Данный формат мы проводим в различных учебных заведениях г. Тюмень, студентам очень нравится такой формат.
Способ оценки качества воды в разных районах города кирова путем ее влияния на биологический объект
Харинова Д.В., Еликов А.В.
ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России, кафедра химии

Цель: Научно обосновать и экспериментально оценить качество водопроводной воды, пригодной к употреблению человеком посредством биологического мониторинга качества воды.

Материалы и методы: В основу метода положена гипотеза возможного влияния химического состава водопроводной воды на антиоксидантный статус ротовой жидкости, который оценивали определением общей антиоксидантной активности (ОАА) методом инициированной хемилюминесценции (ХЛ). Измеряли интенсивность ХЛ, инициированной пероксидом водорода, в присутствии избытка ионов двухвалентного железа (II), за 60 секунд (S60), а также величину максимальной вспышки хемилюминесценции (Im) за исследуемое время на биохемилюминометре Lum-100 в комплекте с универсальным многофункциональным программным обеспечением PowerGraph.

Образцы водопроводной воды отобранные в разных районах города Кирова (улицы: Верхосунская, Володарского, Правды; проспект Строителей; поселок Нижнеивкино), доставляли в научную лабораторию "Кариесология" на базе кафедры химии Кировского государственного медицинского университета. Для исключения влияния разницы биохимического состава ротовой жидкости на результаты исследования, слюна собиралась в объеме 5,0 мл у одного индивидуума. Ротовая жидкость центрифугировалась при 3000 об/мин в течение 15 минут, для дальнейшего исследования использовалась надосадочная жидкость. В кювету для хемилюминометра вносили 0,4 мл слюны, 0,4 мл образца воды, 0,2 мл 0,05 mM раствора сульфата железа и 0,2 мл 2 % раствора пероксида водорода, затем кювета помещалась в биохемилюминометр. Оценку ОАА осуществляли по соотношению уровней максимальной вспышки/светосумма за 60 секунд (Im/S60). Результат выражали в условных единицах (у.е.).

Результаты: В результате исследования получены следующие данные: величина показателя ОАА ротовой жидкости при смешивании с образцами воды с улицы Верхосунской – 0,022 у.е, с улицы Володарского - 0,025 у.е., с улицы Правды - 0,024 у.е., с проспекта Строителей - 0,030 у.е., образец из поселка Нижнеивкино - 0,028 у.е. При анализе полученных данных установлена максимальная разница в величине ОАА в 36,4%, что свидетельствует о достаточно высокой чувствительности предложенного способа оценки качества водопроводной воды. Также следует отметить примерное соответствие экологической обстановки и состояния коммунальных сетей в месте отбора образца водопроводной воды с величиной показателя ОАА.

Выводы: Предложенный способ определения качества водопроводной воды обладает достаточной чувствительностью, что подтверждается разницей между минимальным и максимальным значением ОАА в 36,4%. Установлено, что наилучшее качество водопроводной воды по предложенной нами методике в образце с проспекта Строителей, наихудшее с улицы Верхосунской и подтверждается наибольшим и наименьшим значением ОАА соответственно. Предложенная методика может быть использована как скрининговый метод для предварительной оценки влияния различных образцов воды на организм.
Формирование здорового образа жизни у молодого поколения
Евсеева Анна Евгеньевна
Приволжский исследовательский медицинский университет

Здоровье – главная ценность жизни, занимающая самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Формирование здорового образа жизни – государственно важная задача, вызванная снижением уровня здоровья и физического состояния современной молодежи. В медицинском вузе складываются наиболее благоприятные условия не только для формирования устойчивых навыков здорового образа жизни и мотивации к постоянному самосовершенствованию, но и для подготовки специалистов в области здорового образа жизни. Таким образом, студент-медик становится постоянным пропагандистом здорового образа жизни. Актуальность проекта подтверждает: значимость здорового образа жизни, культуру здоровья, негативная статистика по состоянию здоровью студентов, неправильный образ жизни студентов (несоблюдение режима дня, несбалансированное питание, недостаточное употребление овощей и фруктов). Для решения дальнейшего сохранения и укрепления здоровья студентов, достижения более высоких результатов в подготовке специалистов, необходима комплексная программа в реализации основных принципов здорового образа жизни.

Цель: Разработать программу по мотивации, развитию, сохранению и поддержанию здорового образа жизни среди студентов ПИМУ

Задачи:
1.Раскрыть сущность, значение и основные понятия здорового образа жизни.
2. Построить эффективную систему социального партнерства между привлеченными организациями в вопросах культуры здоровья.
3.Провести социальный опрос и проанализировать его.
4. Вовлечь студентов в деятельность по воспитанию культуры здоровья.
5.Составить программу мероприятий, которая служить одной из основных платформ в формировании здорового образа жизни в молодежной среде.
6.Посетить мероприятия, посвященные пропаганде здоровому образу жизни.
7. Создать условия для формирования у студентов осознанной мотивации к здоровому образу жизни.
8. Организовать профилактическую и коррекционную деятельность.
9. Эффективность и мониторинг проекта.

Организации, вовлеченные в проект:
- ГНИЦ профилактической медицины.
- Благотворительный фонд Л.В. Адамян в области поддержки социально-культурных инициатив.
- Волонтеры-медики.
- ПИМУ.

Этапы реализации проекта
Подготовительный этап: разработка календарного плана мероприятий, информирование о начале проекта, формирование команды активных студентов, установка дополнительный контактов с организациями, заказ атрибутики к мероприятиям ,создание условий для реализации проекта, проведение социологического опроса и его обработка. Бюджет: Атрибутика (изготовление значков, печать информационных стендов, буклетов). Предполагаемый бюджет 20.000 руб.

Практический этап: внедрение и проведение мероприятий, акций. Запланированы следующие мероприятия: прогулка с врачом, проведение просветительский лекций с врачами и академиками, спортивные университетские утренние зарядки, походы, дни здоровья, день «обменяй сигарету на конфету», день фруктов и овощей, конкурсы между факультетами («самый здоровый факультет»), день положительных эмоций (выход в театр, музей), создание клуба здорового образа жизни. Раз в месяц проводить спортивный выходной по какому-либо виду спорта. Предполагаемый бюджет 50.000 руб.

Заключительный этап: подведение итогов, разработка плана развития проекта, выявление эффективности проекта. Материальные средства для реализации данного этапа не требуются.

Заключение. После завершения проекта ожидаются следующие результаты: восприятие здорового образа жизни, как осознанной ценности, снижение заболеваемости и риска развития заболеваний, повышение успеваемости студентов, сплочение коллектива, уменьшение количества пропусков из-за болезни, повышение успешности студентов, формирование культуры здоровья, построение системы сотрудничества.