Психологические аспекты зависимостей
Зависимость характеризуется патологическим влечением к какому-либо действию или веществу и чувством психического и физического дискомфорта при невозможности реализовать это влечение. Она ограничивает развитие человека, приводит к личностным катастрофам, всевозможным соматическим и психическим заболеваниям. Различного рода зависимости в рамках отклоняющегося поведения обозначаются термином аддиктивное поведение ( в пер. с англ. Обозначает «склонность», «пагубная привычка»). Зависимость можно рассматривать как своеобразную форму дезадаптации к сложной жизненной реальности, проявляющуюся в форме бегства от проблем в иллюзорный мир, который не меняет реальность, а меняет самого человека, усугубляя его переживания и порождая новые проблемы. Более того человек перестает контролировать свое поведение, мысли, эмоции, его существование определяет объект зависимости, что в конечном итоге и вовсе разрушает его жизнь. Следует отметить, что зачастую человек становится зависимым не в силу давления или принуждения извне, а благодаря его внутренней готовности к этому.

Выделяют следующие психологические особенности, присущие зависимым людям:



- неспособность брать ответственность на себя

- неумение конструктивно решать возникающие проблемы

- эгоцентризм («Я» в центре мира, «мир крутится вокруг меня»).

- преобладание «детских» эмоции (вина, обида, стыд, раздражение, тревога, одиночество, скука и т.д.) над взрослыми (уверенность, целеустремленность, уважение, смирение, вера, надежда, любовь и т.д.).

- колебания самооценки от полного самоуничижения до грандиозности и мании величия.

- импульсивное поведение, подчиненное сиюминутным желаниям и эмоциям.

- неспособность ставить реальные цели, откладывать желаемое на потом, строить исполнимые планы по достижению желаемого.

- преобладание телесных потребностей, неразвитость духовной сферы

- детский идеализм и чувство справедливости, неспособность различить идеальное и реальное.

- неспособность к абстрактному мышлению, заключающаяся в невозможности отстраниться от проблемы и обдумать ее безэмоционально.

- лживость, неспособность быть честным с собой и другими



Основными формами зависимого поведения принято считать химическую зависимость (наркотическую, алкогольную, лекарственную, никотиновую, токсическую, пищевую) и нехимическую (игровую, компьютерную, религиозную, сексуальную и др). Основными симптомами любой формы зависимости являются постоянные систематически возникающие мысли об определенном виде деятельности, неспособность получать удовольствие от других сторон жизни, контролировать и останавливать свое поведение даже понимая его разрушительность, чувство тревоги и волнения при прекращении этого поведения, использование зависимости с целью избегания ответственности и реальных действий, интенсивные перепады настроения и т.д..

Среди всех форм зависимостей наиболее распространенными и «как бы» социально приемлемыми формами являются никотиновая, пищевая и компьютерная зависимости. Однако они также способствуют формированию деструктивных паттернов поведения, снижению личностной эффективности и развитию различных заболеваний. Следует отметить, что в результате антиникотиновой кампании в нашей стране отмечается снижение курящих людей и формирование в общественном сознании отрицательного отношения к курению, особенно среди молодежи. Так, согласно опросу, проведенному среди студентов Приволжского исследовательского медицинского университета, отрицательно относятся к курению более 70% студентов и практически все студенты считают недопустимым курение среди женщин и медицинских работников. Кроме того, по мере обучения в институте и получении медицинских знаний и психологической поддержки в центре по противодействию курению, созданном при университете, процент курящих студентов на старших курсах значительно снижается. Так по данным опроса, проведенном в мае 2018г., процент курящих студентов на старших курсах составлял 23%, а на младших 39%, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни и противодействию курению, проводимой в стенах университета.

Однако в целом, к сожалению, эта проблема ещё далека от своего окончательного решения. Нередко для подрастающего поколения курение является своеобразным маркером взросления, а по мнению взрослых людей имеет определенные психофизиологические стимулы, как например фактор, способствующий повышению работоспособности, снижению аппетита, улучшению общения и т.д. Однако вред наносимый курением здоровью человека намного опаснее этих условных выгод, на чем следует делать особый акцент в антиникотиновой пропаганде. Что касается пищевой и компьютерной зависимости, то они также исподволь разрушают психофизиологическое состояние человека, уводят его от решения реальных жизненных проблем и способствуют развитию различных соматических и психических нарушений.

Существуют несколько факторов, способствующих развитию зависимостей. Среди них выделяют биологические, связанные с наследственной отягощенностью, органическим повреждением головного мозга, сниженной толерантностью к различным психоактивным веществам и т. п. Также следует учитывать социально-психологические факторы, к которым относится неустойчивость социально-экономической ситуация в обществе, размывание морально-нравственных ориентиров, нарушение внутрисемейных отношений, деструктивные стили воспитания и т.д

С психологической точки зрения базовыми факторами, способствующими развитию зависимого поведения являются нарушения психической регуляции эмоционально-телесной сферы, которые могут возникать в самом раннем детстве при взаимодействии ребенка с матерью. При отсутствии или дефиците материнской любви и адекватного ухода за ребенком в первые год жизни, у него может нарушиться формирование психических структур, отвечающих за развитие эмоциональных и телесных компетенций. Крайним проявлением этих нарушений является состояние алекситимии, при котором человек не ориентируется в своем эмоционально-телесном состоянии и затрудняется в выражении собственных чувств и переживаний. Подобные нарушения могут возникать и в более поздних возрастных периодах вследствие психических травм, тяжелых жизненных ситуаций, деструктивных форм семейного воспитания и т. п. К психологическим факторам, способствующим возникновению зависимого поведения можно отнести также нарушения «Я концепции» человека, которая базируется на адекватной самооценки, высоком уровне субъективного контроля над своей жизнью, конструктивных стратегиях преодоления трудных жизненных ситуаций, позитивном мышлении, высоких морально-нравственных ценностях и т. д. Несформированность данных компетенций может способствовать развитию личной неэффективности и склонности к зависимому поведению при возникновении различных жизненных проблем.

Лечение зависимостей является очень трудной задачей, даже если они не имеют серьезных биологических оснований. Начальным этапом к выздоровлению должно быть осознание и принятие своего патологического состояния. В дальнейшем, наряду с проведением медицинских мероприятий, необходимо постепенное формирование личностных качеств, способствующих восстановлению психической саморегуляции и конструктивному решению имеющихся психологических проблем. При выраженных длительно существующих зависимостях это может быть достигнуто упорным продолжительным психотерапевтическим и медикаментозным лечением, а при начальных стадиях и слабо выраженных проявлениях может быть достаточным ознакомление с психообразовательной и медицинской информацией, а также посещение индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий. Однако и здесь наиважнейшим условием выздоровления является мотивация больного к излечению. И, конечно, очень важны факторы способствующие профилактики зависимого поведения, которые заключаются в создании условий формирования психологически зрелой личности как на уровне отдельной взятой семьи, так и государства в целом.